Ремонт и производство стеклопластиковых корпусов и изделий
Стеклопластик считается самым дешевым и надежным материалом для производства лодок. На него не действует сырость, плесень, заражение грибком.
Основными материалами при производстве и ремонте пластиковых корпусов являются полиэфирные смолы и различные стекло материалы.
Полиэфирных смол на свете существует великое множество. В основном они все весьма стойки к внешним воздействиям после отверждения и отличаются друг от друга условиями эксплуатации конечного изделия.
Для ремонта и производство плав средств используются смолы стойкие к воздействию ультрафиолета, и это первое условие понятно думаю для всех без объяснений. Но таких смол много и выбрать нужную не составит труда.
Нужно сказать, что существуют смолы специальные для производство плав средств. Применения таких смол оправдано, если ваш катер, яхта и т. д эксплуатируется в море, дело в том, что солёная вода это очень агрессивная среда и использования обычных конструкционных смол сократит срок эксплуатации вашего катера без ремонтов. Но использования такой полиэфирной смолы сильно отразится на стоимости, такие смолы стоят на порядок дороже. Поэтому если ваше плав средство будит ходить только в пресных водоёмах можно немало сэкономить, без вреда для качества изделия.
ПРОИЗВОДСТВО ЛОДОЧНОГО КОРПУСА
Говоря о сырьевых материалах, стоит отметить, что в качестве армирующего наполнителя для лодочного каркаса используют:
Полиэфирная смола незаменима для склеивания армирующего материала. Гелькоут применяется для создания декоративно-защитной поверхности корпуса лодки. Для усиления каркаса используется влагостойкая фанера.
Если опустить работу по созданию чертежа и матрицы, а остановиться непосредственно на производственном процессе, то условно можно выделить несколько основополагающих этапов изготовления лодок из стеклопластика.
Подготовка матрицы. На этом этапе форма очищается от загрязнений и обезжиривается. После чего на ее поверхность наносится антиадгезионный состав. Этот слой не позволит смоле приклеиться к поверхности формы, то есть условно будет служить разделителем.
Раскрой стеклоткани. Для раскроя стеклоткани, которая является армирующим наполнителем, можно использовать специальные шаблоны, что значительно упростит работу.
Нанесение гелькоута. Это декоративное покрытие позволит не только создать красивую поверхность будущего судна, но обеспечит долговременную защиту корпуса от царапин, потертостей и выгорания на солнце. Нанесение гелькоута является весьма ответственным делом, из-за огрехов на этом этапе может пострадать внешний вид изделия. Наносить состав можно мягкой лакировочной кистью, или используя специальный пульверизатор. Главное, чтобы гелькоут был нанесен равномерно, без потеков и пузырьков воздуха. Затем нужно дать гелю полностью высохнуть.
Формовка корпуса. Раскроенные детали армирующего наполнителя укладываются на слой гелькоута. На стекловолокно валиком равномерно наносится связующая полимерная смола. Сверху поверхность устилается еще одним слоем стеклоткани. И так последовательно наносится то количество слоев, которое необходимо. При этом следует тщательно удалять пузырьки воздуха из-под стекловолокна и равномерно распределять связующий состав с помощью прикаточного валика. Это главное условие для создания прочного и надежного корпуса. Ведь в местах, где останутся непропитанные полости, образуются пустоты, которые ослабят всю конструкцию.
Создание силового каркаса. Для усиления корпуса судна.
Сборка лодки. На заключительном этапе лодка извлекается из формы. Затем нужно обрезать припуски и тщательно зашлифовать поверхность лодки. После этого на корпус монтируется крыша.
Следующий этап создание надувных болона именно для вашего корпуса и прикатка к вашему судну.
Ну, вот вощим и всё ваша лодка готова. Можно вродебы и самому сделать но для того чтобы сделать конечный продукт нужно сначала создать модель (попросту болван) затем довести мастер модель до идеального состояния в смысле поверхности) затем из неё снять матрицу и только потом вы сможете изготовить конечный продукт (вашу лодку). Не трудно пощитать во сколько вам обойдётся ваша лодка, ну а затраты по времени освоение новых специальностей каждый пусть подщитает сам.
Ещё хотелось бы рассказать о ремонте. На просторах интернета можно найти советы по любому поводу и на любые потребности сделать что-то своими руками и это хорошо, что находятся такие люди, которые облегчают нам жизнь или хотят сэкономить наши деньги. Но вспомните пословицу, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, чтобы заниматься каким либо делом нужны знания и опыт и только в этом случаи у вас всё получится.
Ремонт стеклопластика
К сожалению, очень часто при эксплуатации водной техники требуется осуществлять ремонт корпусов. Так как берега не везде песчаные, да и рулевые зачастую швартуются на таких скоростях, что до воды еще и идти приходится. Тогда возникает необходимость ремонтировать небольшие сколы, а иногда и большие пробоины.
Стеклопластик сам по себе материал очень ремонт пригодный и работать с ним и вправду не очень сложно нужны лишь не хитрые инструменты, материалы для ремонта и знания проблем и достоинств стеклопластика, и тогда вам любой ремонт поплечу, даже такой прямо сказать не простой.
Прочность стеклопластика во многом зависит от условий, при которых происходит формование конструкции, от точного соблюдения рецептуры всех компонентов и технологии работ. Рекомендуется ремонт пластмассовых корпусов лодок выполнять в закрытом помещении, в котором можно поддерживать температуру в пределах 16—20 °С, а влажность не превышает 65%. В теплый сухой и безветренный день возможно выполнение ремонта и под открытым небом.
Мелкие дефекты — царапины, небольшие трещины, выкрашивание декоративного слоя, раковины и вмятины — можно заделать шпаклевкой с последующим прошкуриванием и подкраской. При этом следует уточнить границы поврежденного места, удалить все отстающие и «размочаленные» участки стеклоткани, если нужно — «раскрыть» трещину или раковину, сняв фаски с обнажившихся кромок пластика. Затем необходимо зачистить весь район повреждения мелкозернистой шлифовальной шкуркой, удалить пыль, обезжирить поверхность уайт-спиритом или ацетоном.
Шпаклевать царапины, мелкие трещины и раковины рекомендуется нитро-шпаклевкой НЦ-00-8.
Для заделки глубоких дефектов нужно применять шпаклевку на основе полиэфирной смолы, шпаклевка готовится самостоятельно.
Сквозные пробоины, как и поверхностные разрушения одного или нескольких внешних слоев, ремонтируют накладыванием (приформовкой) нескольких новых слоев стеклоткани, пропитанной связующим.
При ремонте пробоины предварительно нужно выпилить весь поврежденный участок обшивки — до монолитного стеклопластика — и одновременно придать вырезу правильную форму, например, прямоугольную со скругленными углами. Затем следует разделать кромки, сняв фаску со стороны заделки отверстия на ширину, равную примерно 10 толщинам корпуса. Район приформовки заплат вокруг пробоины зачищается до обнажения текстуры стеклоткани. Поверхности можно зачищать грубым напильником, наждачной бумагой, скребками; пыль обычно удаляется сухой чистой ветошью. Важно, чтобы на зачищенное место не попали капли масла, жира или воды.
Из стеклоткани выкраивают необходимое количество повторяющих форму выреза заплат с учетом того, чтобы каждая из них была больше предыдущей с перекроем на сторону около 10 мм. Резать стеклоткань можно острым ножом или обычными портняжными ножницами. Лучше всего использовать стекломат плотностью от 300до 600 гр., стеклорогожу 0,6-0,7. Следует иметь в виду, что для образования стеклопластика толщиной 5 мм необходимо наложить 5-ть,6-ть слоев указанной ткани.
Чтобы заплатки не портили вид отремонтированного судна, их обычно ставят изнутри корпуса. Снаружи к обшивке на время работы прижимают изогнутый по обводу кусок фанеры или металла, покрытый разделительным слоем он будет служить своего рода шаблоном при заполнении отверстия стеклопластиком.
На зачищенную поверхность обшивки по краям выреза кистью наносят связующее и затем укладывают в определенной последовательности все заготовленные заплатки. Ткань можно пропитывать связующим до укладки или непосредственно при укладке на место. Нельзя допускать появления воздушных пузырей между слоями. Их удаляют проглаживанием резиновым шпателем или простукиванием торцом жесткой кисти. Все слои должны быть хорошо пропитаны связующим: для контроля за его расходом укажем, что связующего должно идти столько же (по массе)г сколько и стеклоткани.
Отремонтированные места после полного отверждения связующего (обычно через 1 днь) зачищают шкуркой, при необходимости шпаклюют и окрашивают.
При заполнении стеклопластиком не сквозных, но сравнительно глубоких наружных повреждений обшивки, необходимо подкрепить изнутри ремонтируемый участок корпуса, приклеив 2—4 слоя стеклоткани таким образом, чтобы границы наружной заделки перекрывались на 150—200 мм по всему периметру.
Окрашивать отремонтированные места нужно топом это гелькоут, но с добавками, которые дают ему возможность высохнуть на 100% без клейкой плёнки на поверхности.
После высыхания топкоута необходимо отшлифовать и отполировать место ремонта.
Перед окраской все поверхности зачищают шкуркой для придания шероховатости, улучшающей адгезию, удаляют пыль и обезжиривают поверхности кистью, смоченной в уайт-спирите или ацетон.